English version

RSS

Программирование на языке Delphi. Учебное пособие.

Авторы: А.Н. Вальвачев
К.А. Сурков
Д.А. Сурков
Ю.М. Четырько
Аннотация: Программисты всегда старались сделать свою жизнь более легкой, изобретая и совершенствуя технологии программирования, и на этом поприще им удалось одержать ряд действительно крупных побед. Попытаемся проследить развитие технологий программирования, чтобы читатель понял, почему авторы взялись за написание книги по языку Delphi.

Ключевые слова: Delphi
Авторы: А.Н. Вальвачев
К.А. Сурков
Д.А. Сурков
Ю.М. Четырько
Аннотация: Перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу, мудрый путник намечает цель путешествия, рассчитывает свои силы, прикидывает маршрут и готовит снаряжение. После этого он совершает маленький тренировочный поход, чтобы проверить надежность снаряжения и получить необходимый навык. Давайте уподобимся мудрецу и, начиная виртуальное путешествие в страну Delphi, сделаем то же самое: поставим перед собой цель научиться писать программы в среде Delphi и убедимся в том, что она нам по силам. После этого подготовим "снаряжение" — установим на компьютер Delphi, и пройдем курс "молодого бойца" — напишем простую, но полезную и вполне работоспособную программу.

Ключевые слова: Delphi
Авторы: А.Н. Вальвачев
К.А. Сурков
Д.А. Сурков
Ю.М. Четырько
Аннотация: В основе среды Delphi лежит одноименный язык программирования — Delphi, ранее известный как Object Pascal. При разработке программы среда Delphi выполняет свою часть работы — создает пользовательский интерфейс согласно вашему дизайну, а вы выполняете свою часть — пишите обработчики событий на языке Delphi. Объем вашей работы зависит от программы: чем сложнее алгоритм, тем тяжелее ваш труд. Необходимо заранее усвоить, что невозможно заставить средство разработки делать всю работу за вас. Некоторые задачи среда Delphi действительно полностью берет на себя, например создание простейшей программы для просмотра базы данных. Однако большинство задач не вписываются в стандартные схемы — вам могут понадобиться специализированные компоненты, которых нет в палитре компонентов, или для задачи может не оказаться готового решения, и вы вынуждены будете решать ее старым дедовским способом — с помощью операторов языка Delphi. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам не игнорировать эту главу, поскольку на практике вы не избежите программирования. Мы решили изложить язык в одной главе, не размазывая его по всей книге, чтобы дать вам фундаментальные знания и обеспечить быстрый доступ к нужной информации при использовании книги в качестве справочника.

Ключевые слова: delphi
Авторы: А.Н. Вальвачев
К.А. Сурков
Д.А. Сурков
Ю.М. Четырько
Аннотация: Сейчас преимущества использования объектов очевидны для всех. Однако так было не всегда. Сначала старая гвардия не поняла и не приняла объекты, поэтому они почти 20 лет потихоньку развивались в различных языках, первым из которых была Simula 67. Постепенно объектно-ориентированный подход нашел себе место и в более мощных языках, таких как C++, Delphi и множестве других языков. Блестящим примером реализации объектов была библиотека Turbo Vision, предназначенная для построения пользовательского интерфейса программ в операционной системе MS-DOS. Полную победу объекты одержали с приходом эпохи многофункциональных графических пользовательских интерфейсов. Теперь без объектов в программировании просто не обойтись. Чтобы вы не рылись в других книгах, собирая информацию по крохам, мы не поленились и объединили в этой главе все, что нужно знать об объектах. Для новичка важнейшее здесь: инкапсуляция, наследование, полиморфизм, остальное можно просто просмотреть и возвращаться к материалу по мере накопления опыта. Профессионалу полезно прочитать внимательно все от начала до конца. Поэтому давайте засучим рукава и приступим к делу.

Ключевые слова: Delphi
Авторы: А.Н. Вальвачев
К.А. Сурков
Д.А. Сурков
Ю.М. Четырько
Аннотация: Когда программист после компиляции получает готовый к исполнению файл, он искренне верит, что программа будет работать именно так, как он хочет. Пока она в его заботливых руках, так оно обычно и бывает. Когда же программа попадает в более суровые условия — к новому пользователю и на другой компьютер — с ней может произойти все, что угодно. “Новый хозяин“ может вместо ожидаемых цифр ввести буквы, извлечь корень из отрицательного числа, делить на ноль и выполнять множество других необдуманных, часто случайных действий. Особенно это касается интерактивных (диалоговых) приложений, а таких — громадное большинство. Из этого следует, что программист должен организовать мощную оборону от всех посягательств на жизнедеятельность своей программы в процессе ее выполнения. О том, как это сделать, рассказывается в этой главе.

Ключевые слова: Delphi
Авторы: А.Н. Вальвачев
К.А. Сурков
Д.А. Сурков
Ю.М. Четырько
Аннотация: До сих пор создаваемые нами программы были монолитными и фактически состояли из одного выполняемого файла. Это, конечно, очень удобно, но не всегда эффективно. Если вы создаете не одну программу, а несколько, и в каждой из них пользуетесь общим набором подпрограмм, то код этих подпрограмм включается в каждую вашу программу. В результате достаточно большие общие части кода начинают дублироваться во всех ваших программах, неоправданно «раздувая» их размеры. Поддержка программ затрудняется, ведь если вы исправили ошибку в некоторой подпрограмме, то вам придется перекомпилировать и переслать потребителю целиком все программы, которые ее используют. Решение проблемы напрашивается само собой — перейти к модульной организации выполняемых файлов. В среде Delphi эта идея реализуется с помощью динамически загружаемых библиотек. Техника работы с ними рассмотрена в данной главе.

Ключевые слова: Delphi
Авторы: А.Н. Вальвачев
К.А. Сурков
Д.А. Сурков
Ю.М. Четырько
Аннотация: При программировании нередко возникает необходимость выполнить обращение к объекту, находящемуся в другом загрузочном модуле, например EXE или DLL. Для решения поставленной задачи компания Microsoft разработала технологию COM (Component Object Model) — компонентную модель объектов. Технология получила такое название благодаря тому, что обеспечивает создание программных компонентов — независимо разрабатываемых и поставляемых двоичных модулей. Поскольку объекты различных программ разрабатываются на различных языках программирования, например Delphi, C++, Visual Basic и др., технология COM стандартизирует формат взаимодействия между объектами на уровне двоичного представления в оперативной памяти. Согласно технологии COM взаимодействие между объектами осуществляется посредством так называемых интерфейсов. Рассмотрим, что же они собой представляют и как с ними работают.

Ключевые слова: Delphi, интерфейс
Авторы: А.Н. Вальвачев
К.А. Сурков
Д.А. Сурков
Ю.М. Четырько
Аннотация: Решаемая на компьютере задача реализуется в виде прикладной программы, которую для краткости называют приложением. В основе разработки приложения в среде Delphi лежит проект. Центральной частью проекта является форма, на которую помещаются необходимые для решения конкретной задачи компоненты. В такой последовательности — проект - формы - компоненты — мы и рассмотрим процесс создания приложения в среде Delphi. По ходу изложения материала мы будем часто обращаться к примеру с вычислением идеального веса, который был рассмотрен в первой главе. Если вы его забыли, перечитайте первую главу еще раз.

Ключевые слова: Delphi
Авторы: А.Н. Вальвачев
К.А. Сурков
Д.А. Сурков
Ю.М. Четырько
Аннотация: Практически любому графическому приложению необходимо иметь меню, строку состояния и панель инструментов. Эти стандартные элементы пользовательского интерфейса приходится создавать каждому, кто решает с помощью компьютера любую более или менее серьезную проблему. Мы решили совместить приятное с полезным и рассмотреть технологию создания меню и других жизненно важных элементов программы в процессе создания простого, но очень наглядного приложения. Оно предназначено для просмотра стандартных графических файлов (например, точечных и векторных рисунков, значков).

Ключевые слова: Delphi
Авторы: А.Н. Вальвачев
К.А. Сурков
Д.А. Сурков
Ю.М. Четырько
Аннотация: Все мы любим иногда поболтать. Это человеческое свойство передалось программам, и они частенько у вас что-то спрашивают, а вы им что-то отвечаете, иногда невпопад. “Беседа”, правда, идет текстом, а не голосом. Так вот, разговор между программой и пользователем называется диалогом. Организация диалога — важнейшая часть любой программы. Ваша прямая обязанность сделать этот диалог приятным. По форме диалог прост — появляется окно с некоторым сообщением, полем для ввода вашего ответа и кнопкой OK. Вы внимательно читаете сообщение, набираете строку-ответ и нажимаете кнопку OK. Вот и все. Создатели среды Delphi предусмотрели все возможные типы диалогов и создали для вас ряд великолепных “домашних заготовок”.

Ключевые слова: Delphi